Вторник, 21.11.2017, 16:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [10]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Сайт Михаила Полева
Главная » Статьи » Мои статьи

К истории села Салтыково

 

 

 

                                     САЛТЫКОВО

 

 К вопросу об истории деревень нашего околотка.

 

 

О том, что села и деревни, расположенные вдоль трассы Москва-Куйбышев (теперь носящая название «Урал») и полуостровом вдающиеся в Зубово-Полянский район Мордовии, имеют историю, отличную от основной Рязанщины, я осознал, будучи уже в зрелом возрасте. Вышел в приемную своего руководителя и, увидев на столе секретаря яркие брошюры, взял в руки. Это был «Рязанский этнографический вестник» под редакцией Коростылева. Бросилась в глаза сразу же статья под названием «Об песенном обиходе некоторых сел Сасовского района».

Выпуск вестника был приурочен 100-летию известного в своих кругах этнографа Соловьевой Натальи Ивановны, статья написана ее ученицей, Гиляровой Н. Н. Опять таки взгляд упал на знакомые названия: Салтыково, Каменка, Пичкиряево. Историческая справка была на полстранички, но бесценна по содержанию. Больше подобных сведений найти не удалось пока. Дело осложнялось тем, что Салтыково с прилегающими деревнями относилось к Спасскому уезду Тамбовской губернии, Сасово к Елатомскому. После революции, во время Антоновщины, Тамбовские архивы сгорели, и ссылка на этот факт стала стандартной отпиской на все запросы.

В статье говорилось о том, что села были заселены графом Салтыковым в первой четверти 17 века. Речь шла о Салтыкове, Студенце, Новой деревне, Шафторке, Каменке. Про Пичкиряево было сказано, что основали его беглые и отслужившие свое солдаты. Во время моего детства старики говорили, что селу триста лет, и это подтверждало данные статьи. Разбирая песенные традиции, Соловьева находила в истории названных сел много общего. Тем не менее, 300 лет существования сел наложило свой отпечаток на облик каждого.

Второй импульс был получен при изучении карты Спасского уезда 1883 года. На ней обозначены Салтыково (Салтыковы буты), Шафторка, Студенец, Пичкиряевский майдан, Боковой майдан, Матвеевский майдан. Тракт, по которому расположены деревни и села, повторяет трассу «Урал». На карте рукой писаря отмечено, что красной чертой обозначена большая дорога. Именно так называлась центральная улица Салтыкова. То есть тракт проходил через село.

Нет на карте Новой деревни и Крутого, тем не менее, они существовали. Крутое стояло на двух ручьях, один из которых называется Юва, и он четко обозначен на приведенной карте. На данные села есть ссылки в описаниях хозяйственной деятельности Спасского уезда. Остальные населенные пункты, показанные на карте, были чисто мордовские.

При решении Сталиным, а он был наркомом по делам национальностей, национального вопроса наши русские села были приписаны к Сасовскому району. Села же с мордовским населением вошли в состав вновь образованного Зубово-Полянского района Мордовской АССР. Непонятно только как оказался в Мордовии Студенец с русским населением. Нет на карте Свеженькой, так как она была создана в связи с прокладкой железной дороги на Вернадовку в 1893 году. Однако лесничество в Свеженькой называлось Бутским, по имени Салтыковских бут.

Села наши со стороны Бокового майдана называли москалями, мы их бутяками. Места в Мордовских лесах были топкими, дороги бутили местные жители, поэтому и бутяки. Со стороны Шацкого уезда нас называли Цуканами по деревне Крутое, где сильно цокали и окали. Мы же население той стороны звали Мешерками и Заценками, то есть за рекой Цной.

О деревне Крутое с его диким оканьем и цоканьем ничего не говорит даже Гилярова. То есть село для наших мест случай из ряда вон выходящий. Тем не менее, в Кадомском районе, где есть подобный нашему полуостров, вдающийся в Мордовию, были деревни с таким же говором. Соловьева же в своей экспедиции Крутое даже не пыталась рассматривать, так сильно оно не вписывалось в общую картину сел.

Каждое село также имело свои клички между собой. Крутовских дразнили кошелями, Салтыковских мешочниками. В упоминаемой статье говорится о кличке Шафторских жителей: паруны. Но когда я дал почитать статью жителю Ряньзи, выходцу из Шафторки кстати, он рассмеялся и поправил меня.

- Какие же паруны? Пруны, от слова переть, воровать.

То есть жители Шафторки испокон веков имели славу жуликоватых людей, которые не пройдут мимо того, что плохо лежит. Этнографы же из чувства такта несколько изменили неудобоваримое слово.

Древность сел и относительная замкнутость каждого подтверждается тем, что в каждом селе с веками сложились фамилии, свойственные именно ему.

В Салтыкове это были Горюновы, Мартишкины, Муруновы, Бесковы, Феофановы, Гульмановы, Плетуховы.

Еще больше фамилии были сгруппированы в Крутом: Хряшевы, Голыбины,Голоктионовы, Жемчуговы, Чекановы, Вдовины, Гусаровы.

В Шафторке Назины, Котыховы, Бочковы, Селиверстовы.

От давности лет, когда образовались они, представители одной и той же фамилии не прослеживали родственных связей. Выходить замуж в соседнюю деревню было позорно. Бабка Аксинья, у которой я жил в школьные годы на квартире, глядя вслед какой то женщине, откомментировала:

- беспутная она баба, ее даже замуж в своей деревне не взяли.

А в другом случае я пытал свою крутовскую родню, тетю Пашу Хрящеву, откуда у нас родственные связи. Мама моя была из Салтыкова, из Тархановых. Та отвечает, что ее бабушка тоже урожденная Тарханова.

- А почему же ее в своей деревне замуж не взяли?

-Хроменькая была.

В Салтыковых бутах и Боковом майдане были волостные правления, в Салтыково еще больница и школа. Селами являлись Салтыковы буты, Пичкиряевский, Боковой и Матвеевский майданы, поскольку там были церкви. Позже даты издания карты церковь построена была в Шафторке, где сохранилось кладбище.

Все села под названием Салтыково связывают только их основатели, принадлежащие к одному боярскому роду. Хронология их различна.

Наши Салтыковы буты основаны в первой четверти 17 века, Пензенское Салтыково в последней.

Различна наша история и с Шацким районом. Шацк основал в 1552 году Борис Ивана  Сукина сын (так в летописях). Села Шацкого уезда основывались в одно время с крепостью. Село Ямбирно в начале 17 века было полностью мордовским и языческим. Когда Рязанский архиепископ Мисаил в 1655году приехал туда крестить мордву, то был смертельно ранен.Это еще одно подтверждение того, что наши села были заселены графом в место, полностью окруженное мордовским населением. Убийство Мисаила послужило поводом для бегства мордвы из района Ямбирно, с Цны, в глушь лесов от расправы. Осели они в районе села Анаева теперешнего Зубово-Полянского района. В преданиях переселенцев долго сохранялись воспоминания о прежней жизни на Цне.

Села Важное, Желанное Шацкого района и сасовские Лесные цветы были образованы при расселении пострадавшего от пожара населения села Конобеево барыней Нарышкиной. Переселенцы были в силу своего положения освобождены от податей на несколько лет, и от радости брали благозвучные названия. Деревня Лесные Цветы, находясь географически в пределах нашего околотка, тем не менее, сильно отличалась от других сел и деревень. Жители их были очень религиозными, в каждой избе передний угол от пола до потолка был заставлен иконами. По любому случаю проводились молебны.

 Наши деревни надо рассматривать как следующий этап русской колонизации мордовских земель после строительства Щацка и связанной с ним засечной черты. Эта граница исторического раздела четко очерчена географической границей между Шацким и Спасским уездами Тамбовской губернии.

 Сам же Тамбов был заложен и заселен в 1636 году казаками из села Конобеево на месте окраинной мордовской деревушки Тонбова. Историки до сих пор прослеживают связь межу коренными тамбовскими и конобеевскими фамилиями.

Наши села не видели крепостного права, крестьяне были государственными. Мне, пацану еще, об этом рассказывали с гордостью старики.

После революции началось образование новых деревень, выселок из старых. Перенаселение было огромным, дома стояли между собой очень тесно. Любой пожар уносил десяток домов, а то полсела. Требовалась разрядка.

Из Салтыкова, как теперь назывались Салтыковы буты, выселилась Жульевка (Покровка - официальное название), из Студенца Толстовка (пос. им.Льва Толстого-оф.), из Крутого Васяевка и поселок Ленинский. Толстовку основал толстовец по вере, то есть человек, следующий учению Льва Толстого. Власти же нашли достойный выход из положения, дав деревне имя маститого писателя официально. Из Новой деревни к лесу за другую сторону большой дороги выселился поселок Красный. Здесь был лесопильный завод, который построили переселенцы из села Рянза Пензенской области. Относился завод к Зубовополянскому району и находился от Красного поселка через ручей. Поселок при заводе и ручей назвали Ряньзей. Поселок Красный по каким то причинам своего названия не удержал и со временем его тоже назвали Ряньзей. Так и существовало вместе две Ряньзи: одна Зубово-Полянского района, другая Сасовского.

Во время коллективизации крестьянами из села Матвеевское и других была организована Коммуна «Свобода». Почтовый адрес ее был поселок Вадакша, школа называлась Первомайской, в народе прижилось до сих пор имя Коммуна, на базе которой позже был создан совхоз «Свобода». Поселок Ленинский после войны был полностью переселен куда то в северные лесные края.

Остальные описываемые деревушки закончили свое существование в последние 30 – 40 лет. От всего описываемого околотка остались лишь Салтыково и Студенец, другие же либо распаханы уже, либо агонизируют.

 

Рязань, 2008 год.

Категория: Мои статьи | Добавил: mihaelpolev (26.01.2009)
Просмотров: 4908 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 10
9  
Спасибо! Очень интересно и с большой любовью написано!

Сама я не была в Ваших краях никогда, но узнала, что родной дядя моего пра-прадеда Максим Стефанович Марков был священником и настоятелем Казанской церкви с. Боковой Майдан в середине  19-го века (с 1861 по 1880 гг. точно, может, и дольше).

Он был родом из с. Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губ. (теперь Мордовия), сын тамошнего пономаря, закончил Тамбовскую духовную семинарию в 1842 г. 

В 1861 г. организовал в Боковом Майдане школу для крестьянских мальчиков (учил в собственном доме 28 человек - на пару с другим священником), с 1864 г. избирался духовником своего Благочиния (3-й округ) как минимум до 1876 г., в 1874 г. прихожане Казанской церкви направили прошение начальству Тамбовской Епархии о награждении о. Максима за заботу об их церкви, - и он действительно был награждён «благодарностью с напечатанием о том» в «Тамбовских епархиальных ведомостях».

Максим Стефанович правда заботился о церкви: он спас её от пожара ценой потери в огне своего дома и всего имущества. Позже Епархия собрала погорельцу-герою 150 р. на строительство нового жилья. И сам Максим Марков занимался благотворительностью: известно, что в 1879 г. он пожертвовал на бедных духовного звания 28 рублей (при том, что остальные жертвователи в опубликованном списке давали не более, чем по 12 рублей).

Я рада была собрать все эти сведения о забытом «дяде», хочу, чтобы и земляки его вспомнили.)

(Внучатый племянник о. Максима, мой прадед Борис Марков в молодости писал рассказы, - дело было 100 лет назад.) В одном из них автор будто бы намекает, что он родом из казаков. Может, всё это вымысел, а может, Марковы в те времена ещё помнили, что с. Салазгорь, откуда род вышел, населено было русскими казаками?)

7  
Спасибо вам,за интересные познания о малой, Любимой РОДИНЕ !!! Я и не думал даже,что существует сайт о распадающемся Салтыкове. Спасибо большое,еще раз! Если кому то нужны фото с.Салтыково 2010-2011 гг,я могу их выложить,оставляйте заметки в комментариях. У меня более 500 фото различных уголков с.Салтыково,в разное время года и коллекция постоянно прибавляется.

8  
Здравствуйте! Спасибо за отзыв, информацию и внимание!Приглашаю Вас на сайт "Одноклассники", где в группе "Салтыково край родимый" собрано много интересного по нашему околотку деревень. В планах и мечтах перенести многое на этот сайт. С поклоном

5  
Добрый вечер! Моя мама родилась в деревни Липки, село Салтыково, но в вашем описании она не упоминается, хотя, находится рядом с Новой деревней, может потому что не большая. Все мое детство прошло там. Давно там не была, очень хочется съездить, посмотреть, только времени все нет, хотя возможно от деревни уже и нечего не осталось, тоскливо, много хороших детских воспоминаний.
Из вашего рассказа узнала много нового, спасибо!

6  
Здравствуйте Анжела! Действительно, деревня Липки прошла в стороне от моего повествования. Может потому, что мои ровесники из нее учились в деревне Новой. Буду стараться исправить. Если есть желание, советую почитать мои вещи на этом же сайте в файлах. Там тоже о родных деревнях. С уважением Михаил Полев.

4  
Дорогие читатели и земляки!!!
Мне дорого каждое Ваше слово, мнение, замечание, отзыв. Ваши отклики вселяют уверенность, что мои скромные труды не напрасны определенным образом подпитывают.
Будьте откровеннее, напишите о своих воспоминаниях, рассказах ваших родственников.
С уважением искренне Ваш Михаил Полев.

10  
Здравствуйте Михаил!К сожалению я ни когда не интерисовалась  историей своей малой родины село Матвеевское. Жила там до 1981 года .Это Родина А. С.Новикова -Прибоя писателя -моего земляка.НО последнее время я пытаюсь найти хоть что то о своем селе .Но информацию не знаю где взять.Хочется узнать как образовалось село.!?Какой национальности были первые поселенцы.?Как называлась наша церковь?Фото церкви.Где можно найти материалы о нашем селе раньше было огромное а теперь вымирает осталось человек 80 жителей.Сейчас упущено время кто мог рассказать тот уже умер а кто остался - мало что помнят.Подскажите где можно что то найти а если ВЫможете помоч я буду ВАМ благодарна.

3  
Сам я родился и жил до 1974 года в Пичкиряево. С детства интересовался историей этих мест. В своё время многие деревни объездил на велосипеде. Но очень интересно прочитать это сейчас, когда прошло столько времени с тех пор, но в тоже время и очень грустно, что всё разваливается. Деревню Шафторку помню, мой дед по отцу оттуда родом, возил меня туда маленького. Вся родня со стороны матери родом из Пичкиряева, да и сейчас много родни живёт и в Пичкиряево и на Свеженьком, и в Сободе , с которыми я даже незнаком, но по рассказам своей бабушки и матери, знаю что они есть.

2  
Граматкин Александр(04.04.09) Очень интересная информацият.к. сам я Пичкиряевский, мать моя (Горюнова) из д.Каменки поэтому становится понятно почему нас называли "бутяками" и "москалями". До сих пор помню бабушкину национальную одежду на праздники( расписная "понька") в д. Каменка. И очень прискорбно, что наши села агонизируют,либо полностью исчезают.Без знаний прошлого ведь и нет будущего. С исчезновением сельско-хозяйственного производства исчезают и села и деревни. Я уверен, рано или поздно руководители страны повернутся лицом к селу повсеместно, но к сожалению уже будет поздно, да и оно уже сейчас все разрушено. Но до конца хочется верить в хорошее сельское будущее!

1  
Мне понравилось. Там, где идёт перечень местных названий, история их возникновения, интересно, наверное, коренным жителям, знакомым с этими местами. Но та часть (пусть и небольшая), где рассказывается об исторических событиях, нравах, укладе, очень интересна.
Удивило, что к возникновению Тамбова причастны и мордва и казаки, и что в центральной в общем-то части России где-то не было крепостного права.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017